Если народ бунтует, то не от стремления взять чужое, а от невозможности сохранить своё.
И массы могут чувствовать себя одинокими.
Любое великое деяние отдельного народа совершается для всех народов.
В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.
Правда у всех одна и та же, но у всякого народа есть своя ложь, которую он именует своими идеалами.
Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает всё.
Всё население принимает форму предмета. Кто с чем работает, его форму и принимает.
Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!
Когда кто-то заметил одному весьма влиятельному лицу, что народ недоволен, тот ответил: Подумаешь, несколько ослов сидят в кофейне да несут вздор, а им уж кажется, будто их болтовня — глас народный.
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её.
Обескураживающие афоризмы и размышления о народе
Не могу взять в толк, каким образом можно предъявить обвинительный приговор всему народу.
По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд соответственно его истинной ценности — можно узнать степень цивилизации народа.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.
Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Светские люди не говорят о таких мелочах, о каких судачит народ, но и народ не интересуется таким вздором, каким заняты светские люди.
Народ, подобно ребёнку, может только плакать или смеяться. Можно различать, когда он радуется или страдает. Но чему он рад и что у него болит — часто трудно узнать.
Бывают времена, когда правительство теряет доверие народа, но я не знаю времени, когда оно могло бы доверять ему.
Самодержавие народа — самое страшное самодержавие, ибо в нём зависит человек от непросветленного количества, от тёмных инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.
Глубже она идти не может. Само содержание народной воли не интересует демократический принцип. Народная воля может захотеть самого страшного зла, и демократический принцип ничего не может возразить против этого.
Пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его, — он поступает ещё лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по какому её у него похитили, он либо имеет все основания вернуть её, либо же вовсе не было оснований её у него отнимать.
На свете существуют две истины, которые следует помнить нераздельно. Первая: источник верховной власти — народ; вторая: он не должен её осуществлять.
Предупреждающие афоризмы и сообщения о народе
Ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими.
Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме.
Если у народа нет голоса, это заметно даже при пении гимна.
Народ есть окольный путь природы, чтобы прийти к шести, семи великим людям. Да, и чтобы потом обойти их.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетённым.
Если имеется подходящий народ, можно сделаться вождём народа.
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чём воздыхает.
Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
Радио и телевидение фабрикуют больших людей для маленьких человечков.
Любовь к народу — наша первооснова.
Опорой нации и её рычагом является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой её остаётся простой народ — именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины.
Нельзя людей освобождать к наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы.
Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах.